Вы здесь

Декада психологической культуры «Мы нужны друг другу»

В начале учебного года по сложившейся традиции, в Полоцком государственном медицинском колледже актуальным становится тема общения для старшекурсников и адаптации для первокурсников. В это время в центре внимания находится психология, как наука, направляющая к развитию, принятию другого и ценностному отношению к себе.

По-настоящему активной и разнообразной получилась декада по профилактике психологического здоровья «Мы нужны друг другу», которая прошла в колледже с 26 сентября по 10 октября 2022 года!

Началась декада с акции «Меня радует, когда…» - ребята предлагали разные ответы: «тепло в комнате общежития; успеваешь на пары; нет занятий по анатомии; когда наступает пятница; есть друзья». Большинство же отметили, что радует, когда рядом близкие, когда приезжаешь домой, когда родные люди здоровы. Дорого стоит такое мнение! Приятно отметить, что в век современных гаджетов и мессенджеров, ценность семьи, друзей, по-прежнему ВАЖНА!

Продолжили декаду первокурсники на занятиях с элементами тренинга «Поговори со мной». В бурной дискуссии все пришли к выводу, что из самой сложной ситуации можно найти выход: единственное, что этот выход, решение не всегда может нравиться самому человеку. Важное условие для разрешение какой-либо ситуации – общение! Разрешить себе быть разным, совершать ошибки, делать выводы и доверять близким людям – важное условие для саморазвития.

Далее во всех группах прошли занятия в форме форум-театра «Сделай свой выбор». Технология проведения предусматривает активное участие зрителей в спектакле наравне с актёрами, находя альтернативы решений проблем, приобретая опыт активного проявления личной инициативы. Постановка строится таким образом, что сцена заканчивается пиком конфликта, и зрители, заменив одну из ролей, меняют ситуацию угнетения так, чтобы она перестала быть опасной и унизительной для жертвы. Представленная ситуация заставила ребят задуматься, какой он – «верный выбор», как непросто устоять под давлением сверстников!!! Учащиеся смогли поделиться личным опытом, как они отказывают в опасной для них ситуации. Задались вопросом: важно ли иметь свое мнение, можно ли быть хорошим для всех? Сказать «да» – может означать сделать хуже себе, а сказать «нет» – сделать хуже другим. Ребята говорили о своих опасениях остаться непонятыми, почувствовать себя виноватыми и одинокими. Так как же сказать «нет», не потеряв друзей? В открытом диалоге поговорили об эффективных приёмах отказа и умении делать свой выбор! Важно помнить: часто, когда мы отказываем, мы ищем причины, убедительные для других. Но на самом деле, каждый имеет право не объяснять причины отказа. Каждый имеет право иногда ставить себя на первое место, просить о помощи, когда она необходима, говорить «Спасибо, НЕТ».

На часе общения «Любопытство и здоровье» была затронута тема: «Здоровье – ценность ли это сегодня?». В тренинговой форме учащиеся увидели, как легко терять свое здоровье, и записали, что и какие действия могут повысить собственную мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Удивила ребят своими результатами экспресс-диагностика «Мой темперамент» – многие оказались импульсивными, активными и эмоциональными. Полезной оказалась информация о разных типах темперамента и особенностях поведения при общении с людьми, пациентами разных темпераментов.

Акция «С Благодарностью к Вам, педагог!» подарила добрые и искренние слова благодарности мудрым наставникам от учащихся! Каждому из учащихся педагоги дали свои позитивные установки на день, а может и на жизнь!

На практикуме «Стереотипы в общении» ребятам непросто было расстаться с устоявшимися стереотипами в мышлении, но благодаря упражнению «Мифы и стереотипы», они сумели открыть взгляд на новые ВОЗМОЖНОСТИ! Радует, что будущие медики сами задавали наводящие вопросы и искали ответы: почему «малоимущий» не может рассказать о чайной церемонии, «начинающий специалист» не может покорить гору «Эверест» и т.п.? Действительно, для многих стало открытием, что «НЕВОЗМОЖНОЕ ВОЗМОЖНО!»

Уютным и тёплым получился разговор с первокурсниками в библиотеке «В кругу друзей». Сами учащиеся отметили, что уже достаточно комфортно чувствуют себя в своей группе, вместе с тем, спустя месяц начинают замечать другие особенности в поведении однокурсников. Такие тренинги помогают почувствовать командный дух и создать доверительную атмосферу в группе.

Своеобразным тест-драйвом для становления личности учащегося является проживание в общежитии. Понимая это, на территории общежития был проведён интерактивный диалог «Принимая себя, принимаю других».

Ребята поддержали идею о создании такой открытой площадки в общежитии, договорились в обязательном порядке проводить такие встречи, так как они помогают в развитии своих коммуникативных способностей, нужны для знакомства с самим собой и с другими.

Тренинг «Белая ворона», проведённый у первокурсников, затронул сложную тему принятия других людей с отличным мнением, поведением.

Была поднята тема «буллинга»: обсудили – сталкивались ли учащиеся лично с ситуацией буллинга? Кто чаще из ребят может стать «жертвой» буллинга, нужно ли наказывать обидчиков? Как можно помочь человеку, оказавшемуся в такой ситуации? Ребята пришли к выводу, что для разрешения ситуации «буллинга» важна помощь взрослого или человека, которому доверяешь. Взрослый не защищает и не принуждает, он просто держит конфликтующие стороны в определенных границах, не позволяя оскорблять друг друга, переходить на личности, уходить в сторону от обсуждения спорного вопроса. Взрослый или человек, которому доверяешь, помогает всем участникам услышать и понять друг друга (в чём, на их взгляд, проблема, какой и кому причинён вред). «Участники конфликта» сами должны прийти к оптимальному решению, которое в равной степени устроило бы обе стороны. А самое главное, важно знать какой Я, помнить, что для всех быть хорошим не нужно, нужно быть понятным себе.

И завершила декаду арт-переменка «Жизнь в движении!», которая помогла учащимся переключиться между занятиями, по-другому посмотреть, как можно почувствовать командный дух, и просто повеселиться. Помогла в этом, конечно же, музыка. Здесь не надо было рассуждать, объяснять, а надо было ДЕЙСТВОВАТЬ, чего многим не хватает в жизни. Ведь только действия, определенные усилия приводят к результату. Ребята сообща подхватили энергичное настроение и с лёгкостью выполнили самые неожиданные задания.

Обзорный фото-репортаж «С юмором о нас…» подвёл итоги декады профилактики психологического здоровья. Учащиеся подходили к стенду, видели себя, своих однокурсников и радовались проведенному вместе времени. Как же всё-таки важно быть кому-то нужным! Ребята отмечали, что смогли почувствовать себя безопасно в своих группах, раскрепоститься, увидеть, как можно разрешать конфликтные, сложные ситуации.

Именно преодолевая трудности, побеждая свою лень, каждый из нас становится смелее, увереннее, общительнее! И как же здорово, что мы можем жить и сами делать СВОЙ ВЫБОР!

 Педагог-психолог Крысько Т.И.