You are here

Навстречу референдуму

Информационные материалы об основных предлагаемых

изменениях Конституции Республики Беларусь

Конституция является Основным Законом Республики Беларусь, имеющим высшую юридическую силу и закрепляющим принципы
и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. Она определяет основы конституционного строя, выступает гарантом наиболее важных и значимых прав и свобод человека, устанавливает основные принципы организации общества
и государственного устройства. Конституция является основой построения Республики Беларусь как унитарного демократического социального правового государства.

Конституция Республики Беларусь принята 15 марта 1994 г.
В Основной Закон впоследствии вносились изменения:

в 1996 году на республиканском референдуме была принята новая редакция Конституции (перераспределены полномочия органов власти, создан двухпалатный Парламент и т.д.);

в 2004 году решением республиканского референдума внесено изменение в статью 81 (касающееся исключения указания на предельное количество сроков, на которое может быть избран Президент);

в 2021 году Законом от 12 октября 2021 г. № 124-З внесены изменения в статью 67 и дополнение новой статьей 147 (касающиеся проведения выборов депутатов в единый день голосования).

Комментарий

Согласно позиции ряда авторитетных белорусских экспертов
в области государства и права действующая Конституция Республики Беларусь сыграла значимую роль в развитии страны.
В числе ее преимуществ эксперты отмечают емкость
и лаконичность по структуре и содержанию, преемственность
с предыдущими Основными Законами БССР, общность и соотносимость с конституциями постсоветских государств, а также с международными правовыми актами в сфере прав человека. На момент принятия Конституция охватывала главные сферы государственной и общественной жизни, являлась вполне приемлемой основой для становления молодого государства.

В то же время важными обстоятельствами, побуждающими к конкретизации норм Основного Закона, являются:

стремительное развитие всех сфер белорусского общества, кристаллизация ценности национального суверенитета в сознании белорусов;

динамика геополитической ситуации – обострение противоречий между центрами силы, в буквальном смысле борьба за выживание малых государств и народов.

Беларусь за последние годы отчетливо заявила о себе как
о государстве с открытой экономикой, доноре стабильности и мира, не посягающем на чужие территории, надежном и последовательном союзнике при сохранении незыблемости собственного суверенного статуса.

Таким образом, внесение изменений в Конституцию Республики Беларусь обусловлено объективной динамикой общественно-политических и экономических процессов, а также является неотъемлемой частью общемировых и постсоветских тенденций конституционного реформирования.

С учетом быстрой эволюции общественных отношений тема изменения Конституции стала актуальной для многих государств.

Комментарий

Процесс конституционных реформ в последние несколько лет запущен в целом ряде стран бывшего Советского Союза. В каждом конкретном государстве свои основания для реформ, но общая тенденция – сохранение сильной государственной власти и обеспечение высокой динамики экономического развития.

Так, например, в Азербайджане за последние 20 лет проведено три конституционных референдума: в 2002, 2009 и 2016 годах. При этом в 2009 году изменено 29 статей Основного Закона.
В Казахстане изменения в Конституцию вносились в 2007, 2011, 2017
и 2019 годах, в Узбекистане – более 10 раз на протяжении 2011 – 2021 годов. При этом Президент страны Ш.Мирзиеев в декабре 2021 г. объявил о необходимости внесения очередных изменений в Основной Закон страны.

Серьезные поправки в Конституцию Российской Федерации внесены в июле 2020 г. В соответствии с ними претерпели изменения не только полномочия органов власти, но и ряд основополагающих постулатов, затрагивающих идеологические концепты российского государства.

Конституция как главный правовой акт, принимаемый народом, является актом долговременного действия, призванным обеспечивать стабильность конституционного строя, легитимность власти, устойчивость правовой системы.

Комментарий

Важно отметить полную несостоятельность тезиса оппозиции о том, что власть ”заставляют“ идти на конституционные изменения и это якобы результат событий августа 2020 г.

Еще в октябре 2016 г. Президент Беларуси Александр Лукашенко, выступая с обращением перед новым составом Национального собрания, заявил, что не исключает возможности корректировки Конституции Беларуси в соответствии с требованиями времени. Главой государства были даны соответствующие поручения судьям Конституционного Суда совместно с учеными, юристами и парламентариями проанализировать Основной Закон и внести предложения по его изменениям. В 2018 – 2019 годах Президент Республики Беларусь неоднократно возвращался к этой теме, в том числе во время встречи с руководителями и коллективами ведущих СМИ (10 апреля 2018 г.), ”Большого разговора“ с журналистами и экспертами (1 марта 2019 г.), на встрече с руководителями конституционных судов зарубежных стран (31 мая 2019 г.), в интервью журналистам после голосования на выборах депутатов Палаты представителей (17 ноября 2019 г.), в обращении к депутатам Парламента (5 декабря 2019 г.),
а также в
Посланиях белорусскому народу и Национальному собранию (24 апреля 2018 г. и 19 апреля 2019 г.).

Во время предвыборной кампании на встрече с коллективом ОАО “Беларуськалий” 26 июня 2020 г. Президент Республики Беларусь подчеркнул, что представленные ему варианты Конституции недостаточно решительные. По словам Главы государства, необходимо перераспределение полномочий между Президентом, Правительством и Парламентом, серьезное усиление роли местной власти. Тема конституционного реформирования, перемен через обновление Основного Закона была вновь поднята Президентом
в ходе встречи с коллективами ведущих СМИ (9 июля 2020 г.)
и Послании белорусскому народу и Парламенту (4 августа 2020 г.).

Инициатива Президента Республики Беларусь по изменению Конституции призвана повысить эффективность реализации главной функции данного документа – определять ориентиры будущего страны, стимулировать, а не сковывать ее развитие. Сформировавшиеся на сегодняшний день устойчивые
и взаимодополняемые ценностные установки белорусского общества (стабильность, инновационность, сплоченность и коллективизм, ценность прав и благосостояния человека, суверенитет
и независимость, открытость миру) позволяют развить
и дополнить в Основном Законе цели и приоритеты Республики Беларусь, атрибуты ее национальной идентичности, принятые обществом принципы и подходы к выстраиванию системы государственного управления.

Современное состояние общественных отношений показывает необходимость таких изменений Основного Закона, которые будут направлены на сохранение государственности и мира, гражданского согласия на белорусской земле.

В начале 2021 года на основании резолюции VI Всебелорусского народного собрания создана Конституционная комиссия (Указ Президента от 15 марта 2021 г. № 105), которой поручено разработать предложения по изменению Конституции Республики Беларусь и обеспечить их всенародное обсуждение.

Комментарий

Важно отметить: накануне VI ВНС предложения по изменению Конституции широко обсуждались в ходе диалоговых площадок, проведенных по всей стране в октябре 2020 – феврале 2021 г. Они прошли на базе учреждений образования, общественных и молодежных организаций, в трудовых коллективах.

Следует особо подчеркнуть, что обсуждение было организовано максимально открыто и демократично. В нем могли принять участие все желающие.

Об этом красноречиво свидетельствуют следующие цифры. Всего было организовано 1,6 тыс. таких площадок. Количество участников составило 46,5 тыс. человек. Это представители общественных организаций и политических партий, бизнес-сообщества, студенческой и работающей молодежи.

Среди предложений по теме конституционного реформирования – перераспределение властных полномочий с усилением функций Парламента, Правительства и местных органов власти, закрепление необходимости сохранения традиционных ценностей и идеологических основ белорусского государства, социальных гарантий населению
и многие другие.

К подготовке изменений были подключены ведущие юристы страны, люди с государственным мышлением: парламентарии, судьи, ученые, представители различных отраслей экономики и социальной сферы. Выработанный ими вариант поправок затрагивает абсолютно все разделы действующей Конституции, но вместе с тем не ломает сложившуюся систему.

Однако отдельные спорные моменты потребовали более детального обсуждения и глубокой оценки.

Созданной Главой государства рабочей группой были тщательно проанализированы предложения Конституционной комиссии.

В кратчайшие сроки рабочей группой при участии юристов Администрации Президента Республики Беларусь проделана значительная работа по доработке предложений Конституционной комиссии, обеспечению согласования конституционных положений между собой, актуализации правовых предписаний
и их совместимости с действующим законодательством.

В результате проект изменений Конституции был доработан и сегодня мы можем говорить о следующих основных направлениях конституционных преобразований.

1. Преамбула дополнена положениями о сохранении национальной самобытности и суверенитета, культурных
и духовных традиций, социально справедливого общества.

Комментарий

Может показаться, что в текст преамбулы внесены незначительные изменения. Но каждое слово, которое было добавлено, имеет очень важное значение для понимания ценностных ориентиров развития нашего государства.

Данные положения являются ответом на негативные тенденции глобализации современного мира: девальвации национальных суверенитетов, традиционных ценностей, в том числе семьи, брака, отношений мужчины и женщины, национальных культур и духовно-исторического наследия. Укрепление государственности, рост благосостояния граждан могут быть реализованы только при условии сохранения фундаментальных ценностей.

Сегодня как никогда обострена проблема национальной идентичности. Где нет сильной нации, нет самостоятельного суверенного государства. Для Беларуси этот вопрос ввиду исторических предпосылок также является актуальным.

Уверенно развиваясь как независимое государство треть века, Беларусь может подвести определенные итоги и обозначить задачи на будущее. В обновленной преамбуле мы сообща желаем своей стране мира, народу – процветания, каждому гражданину – благополучия. И готовы вместе реализовать эти цели, развив их в основных положениях Конституции.

2. Конституционные изменения, касающиеся основ конституционного строя, а также закрепления прав и свобод граждан (разделы I и II Конституции). Действующие конституционные положения в целом сохраняют свою актуальность и не требуют существенных изменений. Вместе с тем предлагается их актуализировать (осовременить) с учетом произошедших экономических, политических и социальных изменений. 

3. В Конституцию предлагается включить положения, направленные на сохранение исторической правды и памяти
о Великой Отечественной войне и массовом героизме народа, воспитание патриотизма. Это сделано для настоящего и будущих поколений, для объединения духовного настроя белорусского общества, его единения и мобилизации на преодоление трудностей (преамбула, статьи 15 и 54).

Комментарий

Сохранение исторической правды и памяти о Великой Отечественной войне – краеугольный камень самосознания белорусского народа. Война оставила глубокий след в истории практически каждой белорусской семьи. Мы потеряли в ней каждого третьего и никогда это не забудем.

Наш священный долг – передать будущим поколениям память о Победе Красной армии и советского народа над нацизмом. О том, что именно Советский Союз внес решающий вклад в разгром фашизма и спас мир от коричневой чумы.

Сегодня нашим гражданам, в особенности молодежи, пытаются навязать насквозь фальшивые исторические нарративы. Когда Советский Союз наряду с нацистской Германией, обвиняют в развязывании Второй мировой войны. К сожалению, эти тенденции взяли верх в некоторых странах, в том числе у наших соседей. Когда советские символы приравниваются к нацистским, а людям запрещают отмечать священный для них праздник под знаменами Великой Победы.

Для чего это делается? Чтобы разрушить память, сломать наш внутренний стержень, а затем с помощью посеянного раздора
и инспирированного хаоса поставить под внешнее управление нашу страну и народ. Противодействие этим устремлениям является важнейшей задачей белорусского общества и государства.

4. Принципиальной позицией является сохранение социальной направленности государственной политики с учетом социально-экономических возможностей государства. Трудовые и экономические гарантии, защита права собственности, доступность образования, содействие каждому гражданину в приобретении своего жилья остались неизменны. Однако особое внимание в проекте уделено воспитанию традиционных семейных ценностей, поддержке семей
с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также молодежи, заботе государства о пожилых людях
и инвалидах (статьи 32, 321, 47).

Комментарий

Приоритетность идеи социального государства – основа политики Александра Лукашенко на посту Президента Республики Беларусь. Незыблемость социальных гарантий является важным фактором социального мира и созидательного развития общества. Особое место в государственной социальной политике занимают забота о семье и детях, создание необходимых условий для всестороннего развития и раскрытия потенциала молодежи.

Не менее важным конституционным посылом является повышение социальной ответственности каждого гражданина за себя лично, свое здоровье и за свою семью, а также обязательный личный вклад в общее дело (статьи 21 и 45).

Комментарий

         Повышение социальной ответственности – первый шаг
в направлении формирования модели взаимодействия государства
и гражданина по принципу ”государство – партнер“, отраженному в резолюции
VI Всебелорусского народного собрания и предполагающего укрепление диалога и взаимного доверия между государством
и обществом, государством и человеком, государством и бизнесом
с сохранением всех социальных гарантий со стороны государства
и одновременными обязательствами граждан участвовать
в развитии страны и общества.

Кроме того, с учетом произошедшего научно-технического прогресса государство дополнительно на себя возлагает обязательства по созданию условий для защиты персональных данных и обеспечению безопасности личности и общества при их использовании, содействию внедрению инноваций на благо общих интересов и другие (статьи 28 и 51).

Комментарий

Защита персональных данных граждан является одной важнейших функций государства в условиях стремительного развития информационного общества и коммуникационных технологий. Усиление роли государства и ужесточение ответственности в данном направлении являются трендом изменения законодательства в мировой правовой практике.

Европейским союзом в 2016 году принят Генеральный регламент о защите персональных данных (англ. General Data Protection Regulation), который вступил в силу 25 мая 2018 г.

Законодательство о защите данных серьезно ужесточил Китай, поправки в такое законодательство внесены
в России, Казахстане, Украине.

Следует отметить, что меры ответственности за нарушение законодательства о защите персональных данных в западных странах очень жесткие. За нарушение вышеназванного регламента Евросоюза для юридических лиц предусмотрены штрафы в размере до 20 млн. евро или 4 процента” годовой выручки (в зависимости от того, что больше). Резонансным стало тянущееся еще с 2017 года дело против корпорации Google, обвиненной в ЕС в использовании персональных данных пользователей для подавления конкурентов.
В ноябре текущего года очередное судебное заседание оставило в силе штраф на 2,4 млрд. евро, выписанный цифровому гиганту антимонопольным ведомством еврокомиссии.

Конституционные изменения касаются и вопроса формирования внутренней и внешней политики. Согласно предлагаемым поправкам особо подчеркнуто, что Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств. Это закрепляет наш статус государства, придерживающегося миролюбивой внешней политики (статья 18). Одновременно исключается положение
о стремлении к нейтралитету.

Комментарий

В условиях возрастающего геополитического противостояния, которое носит долговременный устойчивый характер, стало очевидным, что достижение нашей страной нейтрального политического статуса в ближайшей перспективе нереально. Сохранение данной нормы дезориентировало бы как граждан Республики Беларусь, так и наших международных партнеров. Союзное государство с Российской Федерацией, Евразийский экономический союз, система коллективной безопасности
в рамках ОДКБ
являются важнейшими факторами сохранения суверенитета Республики Беларусь и ее перспективного развития.

С вводом АЭС Беларусь вступила в клуб государств, использующих атомную энергию в мирных целях. Поэтому на конституционном уровне закрепляется ответственность государства за развитие мирной атомной энергетики, а также обеспечение безопасности при производстве и использовании атомной энергии (статья 46).

5. В основе Конституции – баланс всех ветвей власти, закрепление системы сдержек и противовесов. Сложившаяся общественно-политическая ситуация в стране ставит задачу поиска новых решений, направленных на обеспечение равновесия власти, нейтрализации возможности усиления (ослабления) каждой из ее ветвей.

Всебелорусское народное собрание – это сложившаяся
и оправдавшая свое предназначение высшая форма непосредственной демократии. Именно данный орган станет высшим представительным органом народовластия, будет выполнять стабилизирующую и консолидирующую функции в обществе, гарантировать преемственность и устойчивость системы органов государственной власти.

В проекте сформулированы нормы, определяющие ключевые аспекты статуса, порядка формирования и полномочий Всебелорусского народного собрания (глава 31).

Особый статус ВНС обеспечивается участием в его деятельности представителей всех ветвей власти, органов местного самоуправления, а также гражданского общества. При таком подходе исключается риск разбалансировки государственного аппарата.

Собрание, сформированное на демократических началах, должно стать основной стабилизирующей силой в отношениях между ветвями власти и, соответственно, обладать достаточным функционалом для предотвращения различного рода политических кризисов.

Собрание наделяется существенными полномочиями, в том числе:

принимать основные стратегические и программные документы страны (основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину, концепцию национальной безопасности, программы социально-экономического развития);

предлагать внесение изменений в Конституцию и принятие других законов;

предлагать проведение республиканского референдума;

предлагать толкование Конституции, а также проведение проверки конституционности законов и иных нормативных правовых актов;

рассматривать вопрос о легитимности выборов;

принимать решение об импичменте Президенту;

вводить чрезвычайное или военное положение в случае бездействия Президента по этим вопросам;

рассматривать вопрос о возможности направления военнослужащих и других лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности.

К числу полномочий ВНС также отнесены вопросы формирования Конституционного и Верховного Судов, Центральной избирательной комиссии. Это – пример передачи Собранию части президентских полномочий и полномочий Парламента (Совета Республики).

Еще один принципиальный момент – юридическая сила решений ВНС. Поскольку такие решения будут приниматься по важнейшим вопросам, то они должны носить обязательный характер. В этой связи закрепляется право Собрания на отмену противоречащих интересам национальной безопасности правовых актов государственных органов и должностных лиц.

Предусмотрено выступление Президента с ежегодным Посланием на заседании ВНС.

Определяется организационная структура ВНС, включающая Президиум, Председателя и его заместителей, избираемых делегатами Собрания.

Учитывая задачи, поставленные перед ВНС, срок его полномочий составит 5 лет, а заседания будут проходить ежегодно. В период между заседаниями оперативное решение вопросов, входящих в компетенцию Собрания, будет обеспечиваться постоянно действующим Президиумом.

ВНС будет сформирован после вступления в силу специального закона (предполагается принятие в течение года).

Комментарий

Придание конституционного статуса Всебелорусскому народному собранию является свидетельством оформления самобытной модели белорусского народовластия.

ВНС является воплощением глубокой исторической традиции, начиная от Полоцкого веча, Всебелорусского съезда 1917 года, Народного собрания Западной Беларуси 1939 года.

Непреходящая ценность Собрания как инструмента прямой демократии заключается в первую очередь в предоставлении гражданам возможности непосредственного обсуждения
и принятия решений
по наиболее актуальным вопросам жизни государства и общества.

Первое Всебелорусское народное собрание состоялось в 1996 году, именно его проведение позволило консолидировать общество, закрепить основные принципы суверенного белорусского государства, обеспечившие последующее успешное развитие страны. Затем форумы проходили в 2001, 2006, 2010 и 2016 годах. Все они также сыграли значимую роль в развитии независимой Беларуси. Шестое Всебелорусское собрание состоялось в очень непростой, во многом судьбоносный период развития белорусского общества. При этом форум стал, по сути, венцом широкого общенационального диалога, в ходе которого на сотнях площадок обсуждались наиболее актуальные для современности и перспектив нашей страны вопросы.

Республика Беларусь идет по пути конституционного реформирования в условиях внешнеполитической турбулентности
и борьбы мировых игроков за ресурсы и влияние в регионе. Вряд ли приходится надеяться на спокойные времена – мир вступил в эпоху глобальной трансформации. Любая социальная система в период развития и переформатирования наиболее уязвима к внешнему воздействию, государство не исключение. Чтобы обеспечить одновременно развитие экономической, политической систем
и сохранение национальной идентичности, суверенного государства необходим институт, который бы выступил гарантом успешной трансформации. Таким институтом призвано стать Всебелорусское народное собрание как высшая форма народовластия. Наделение его полномочиями в сфере поддержания
безопасности государства позволит создать зонтичные механизмы защиты государственности, распаковав при этом возможности для формирования новых точек устойчивости социально-экономической и общественно-политических систем.

6. Принимая во внимание широкий объем полномочий Всебелорусского народного собрания, изменяются полномочия других государственных органов и должностных лиц, в том числе Главы государства.

Комментарий

Перераспределение полномочий не является самоцелью. Как неоднократно подчеркивал Глава государства: нельзя создать риск двоевластия. Сохраняя Беларусь президентской республикой, политическая система в Конституции выстраивается так, чтобы каждая ветвь власти была сбалансирована и имела рычаги воздействия на другую, если та становится на путь нарушения Конституции и законодательства. В этой связи подготовленные изменения Конституции усиливают баланс полномочий.

В отношении должности Президента предлагается:

ужесточение требований к кандидатам на высшую государственную должность (повышается возраст – не моложе 40 лет, увеличивается период постоянного проживания в стране перед выборами с 10 до 20 лет, устанавливается запрет на иностранное гражданство или иностранный вид на жительство) (статья 80);

введение ограничений по срокам для Главы государства (не более двух) (статья 81);  

упрощение процедуры импичмента (новое основание – систематическое либо грубое нарушение Конституции), а также предоставление гражданам права инициировать эту процедуру (не менее 150 тысяч) (статья 88);

упразднение декрета как вида нормативного правового акта. Правовое регулирование важнейших общественных отношений будет осуществляться исключительно законами. На это направлено
и изменение порядка работы Парламента, который будет осуществлять законодательную деятельность практически в течение всего года (уже изданные декреты сохранят свою юридическую силу до признания их утратившими силу, а их положения – приоритет по отношению к принятым до их издания положениям законов)
(статьи 85, 101 и 142);

придание указам подзаконного характера (статья 85);

наделение Президента правом назначать помощников и уполномоченных по различным вопросам, требующим особого внимания со стороны государства (пункт 16 статьи 84);

закрепление статуса Президента, прекратившего исполнение своих полномочий (при его согласии он станет членом Совета Республики, а также делегатом ВНС) (статьи 89, 892, 91).

Комментарий

Сохранение президентской формы правления обусловлено
в том числе особенностями белорусского общества, ориентированного на сильную власть, что проявляется в высокой степени ментальной зависимости от государства, дисциплинированности, стремлении
к единоначалию, склонности ориентироваться на харизматичного лидера. Исторические периоды, когда белорусское общество оказывалось без стабильной власти, в сознании населения связаны со страхами анархии и гражданской войны.

7. С учетом предлагаемых преобразований ожидаются изменения в деятельности Парламента и Правительства.

Для парламентариев устанавливается пятилетний срок полномочий (статья 93). Предусмотрена одна продолжительная сессия работы Парламента (статья 95). Депутаты получат новые контрольные полномочия (будут заслушивать Генпрокурора, председателей Комитета государственного контроля и Правления Национального банка), будут активнее вовлечены в разрешение всех важных государственных задач (статьи 97 и 98).

Назначение на должности всех ”ключевых“ руководителей,
в том числе Премьер-министра, Председателя Комитета государственного контроля, будет осуществляться Президентом по предварительному согласованию с Парламентом (статьи 97 и 98).

Важной поправкой является возложение на Председателя верхней палаты Парламента – Совета Республикиполномочий Президента в случае вакансии этой должности (статья 881), что позволит сохранить стабильность и управляемость в экстренных для страны ситуациях.


Комментарий

Согласно действующей Конституции в случае вакансии должности Президента полномочия Главы государства осуществляются Премьер-министром. Согласно предлагаемым изменениям усиливаются полномочия руководителя Правительства . Фактически в его руках сосредоточиваются рычаги экономической власти. В этой связи в случае экстренной ситуации функции Президента (а это политические функции) передаются Председателю Совета Республики, что обеспечивает принцип баланса властных полномочий.

Проектом  уточняются полномочия Правительства:

законопроекты, влекущие сокращение госсредств, увеличение расходов, вносятся в Парламент только при наличии соответствующего заключения Совета Министров, в котором будет даваться оценка предлагаемым бюджетным затратам (статья 99);

Правительство вносит Президенту предложения об отмене решений местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству (статья 107).

8. Определенные изменения предусмотрены в отношении системы местного управления и самоуправления:

как и для парламентариев, для депутатов на местах устанавливается пятилетний срок полномочий (статья 118);

из Конституции исключаются положения, предусматривающие конкретное указание на виды административно-территориальных единиц.

Комментарий

Это позволит в будущем при необходимости осуществить реформу системы местного управления и самоуправления.
В настоящее время указание на то, что помимо областей, городов
и районов существуют другие административно-территориальные единицы, в которых согласно статье 118 Конституции должны избираться местные Советы депутатов, не допускает возможности оптимизации системы местного управления
и самоуправления
(статья 9);

усиливается статус Совета Республики как органа территориального представительства, содействующего и принимающего меры по развитию местного самоуправления (пункт 5 статьи 98).  

9. Предлагаются изменения Конституции, касающиеся избирательного процесса:

конституционно закрепляется статус Центральной избирательной комиссии (в т.ч. уточняется ее наименование)
и изменяется порядок ее формирования (избрание Председателя
и членов ЦИК Всебелорусским народным собранием)
(статья 71);

снимаются отдельные ограничения избирательных прав граждан (право участвовать в выборах предоставляется гражданам, в отношении которых избрана мера пресечения – содержание под стражей) (статья 64);

урегулированы особенности, связанные с проведением выборов в единый день голосования в случае роспуска палат Парламента и местных Советов депутатов (в таких случаях новый состав этих органов осуществляет свои полномочия до начала полномочий органов, избранных в единый день голосования) (статьи 94 и 118);

сохраняется участие трудовых коллективов в избирательном процессе, поскольку трудовой коллектив как объединение граждан является одним из ключевых элементов политической системы (статья 69);

сохраняется институт отзыва депутатов и членов Совета Республики в целях обеспечения их ответственности перед избирателями (статья 72).

Кроме того, в проекте уточнены статус и роль общественных институтов (политических партий и общественных объединений)
в политической системе в целом и в выборах в отдельности (статьи 5, 36, 69, 70). 

10. Конституционные положения предусматривают следующие изменения в судебной системе:

изменение порядка формирования Конституционного и Верховного судов (избрание председателей и судей этих судов Всебелорусским народным собранием) (статьи 1121 и 116);

закрепление статуса Верховного Суда (статья 1121);

существенное повышение статуса и значения органа конституционного правосудия – Конституционного Суда (статьи 116 и 1161). Помимо имеющихся полномочий он будет:

давать толкование Конституции;

выносить заключения о конституционности проектов законов
о внесении изменений и дополнений в Конституцию;

проверять конституционность вопросов, выносимых на республиканский референдум;

оценивать конституционность проведения выборов Президента
и Парламента;

выносить заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Конституции;

рассматривать жалобы граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты;

по запросам судов до принятия ими решений проверять конституционность нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении судами конкретных дел.

Все это в совокупности позволит обеспечить верховенство Конституции и ее прямое действие, которое закреплено в статье 7 Конституции.

11. С учетом предлагаемых управленческих и политических поправок в Основной Закон сформулированы переходные положения, обеспечивающие механизм вступления Конституции
в силу, не нарушая стабильную работу государственного аппарата.

12. Всего из 147 статей действующей редакции Конституции изменению (дополнению) подверглись преамбула (4 позиции) и  80 статей  более 160 нормативных положений), исключены 2 статьи.

Текст Конституции дополнен 11 новыми статьями, в том числе 1 новой главой (о ВНС) (содержащими  более 50 новых нормативных положений).

С учетом предлагаемых поправок текст обновленной Конституции будет содержать 156 статей.

Таким образом, с учетом исключения 2 статей и дополнения
11 новыми статьями Конституция будет содержать на 9 статей больше, чем действующая.

Предложенные конституционные преобразования отвечают внутренним политическим, социальным и экономическим процессам, отражают потребности общества, соответствуют требованиям времени.

Благодаря Конституции в правовом поле закрепляются столпы Белорусской модели общественного развития:

сильное государство;

социально-ориентированная рыночная экономика;

традиционные христианские ценности.

Дальнейшая работа над Конституцией будет продолжена с учетом результатов всенародного обсуждения подготовленных изменений.

 

Перераспределение полномочий государственных органов

в соответствии с предлагаемыми изменениями
в Конституцию



Об  истории проведения в Беларуси республиканских референдумов

 

Референдум – это важнейший институт непосредственной демократии. Он представляет собой всенародное голосование в целях выявления общественного мнения для принятия окончательного решения по какому-либо важному вопросу государственной или общественной жизни.

Особенно важное значение имеет проведение республиканского референдума. Это высшая форма проявления народовластия, воли народа.

В суверенной Беларуси прошло три таких референдума: 14 мая 1995 г., 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. На всех них принимались важнейшие, судьбоносные решения для нашей страны. Итоги белорусских плебисцитов явились яркой демонстрацией истинного народовластия и уважения к волеизъявлению граждан.

Референдум 14 мая 1995 г.

Первый в истории суверенной Беларуси референдум состоялся 14 мая 1995 г. Опираясь на статью 37 Конституции, согласно которой ”непосредственное участие граждан в управлении делами общества
и государства обеспечивается проведением референдумов“, Глава государства А.Г.Лукашенко представил на суд народа конкретные, жизненно важные для страны инициативы. 14 мая 1995 г. в ходе всенародного голосования они получили широкую поддержку общества.

Так, 83,3 процента проголосовавших согласились с приданием русскому языку равного статуса с белорусским.

Поддержали предложение об установлении новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь 75,1 процента.

Более 83 процентов участников референдума одобрили действия Президента Республики Беларусь, направленные на экономическую интеграцию с Российской Федерацией.

Согласились с необходимостью внесения изменений
в Конституцию Республики Беларусь, предусматривающих возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом Республики Беларусь в случаях систематического или грубого нарушения Конституции, 77,7 процента проголосовавших.

Референдум 24 ноября 1996 г.

Однако дальнейшие попытки нашего Президента взять общественно-политическую ситуацию под контроль и вывести страну из кризиса натолкнулись на мощное сопротивление парламентской фракции Белорусского народного фронта и примкнувших к ней депутатов. Белорусское общество было поставлено на край гражданского противостояния.

Политическая и экономическая стабильность в стране оказалась под угрозой. Нормы Конституции 1994 года не обеспечивали достаточный баланс ветвей власти.

Дальнейшее развитие Беларуси требовало совершенствования и укрепления президентской формы правления, которая могла бы обеспечить сильную государственную власть, внутриполитическую стабильность, эффективную работу государственных органов, создать условия для полного преодоления кризиса и реформирования социально-экономического уклада страны на благо ее народа. Необходимость внесения изменений и дополнений в Конституцию 1994 года стала очевидной.

В целях разрешения кризиса механизма государственного управления А.Г.Лукашенко обратился к народу, инициировав внесение изменений и дополнений в Основной Закон белорусского государства.

В результате голосования 24 ноября 1996 г. проект Конституции, предложенный Президентом, поддержали 70,5 процента избирателей.

Внесение изменений в Конституцию позволило обеспечить эффективную деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей в интересах белорусского народа.

Кроме того, на референдуме 24 ноября 1996 г. белорусы поддержали перенос Дня Независимости Республики Беларусь на 3 июля – день освобождения Беларуси от гитлеровских захватчиков в Великой Отечественной войне (83,7 процента); выступили против свободной, без ограничений, покупки и продажи земли (82,9 процента), а также против отмены смертной казни (80,4 процента).

Референдум 17 октября 2004 г.

Следующий референдум, на который был вынесен вопрос изменения Конституции Республики Беларусь, состоялся 17 октября 2004 г. Его итогом явилось исключение из части первой статьи 81 Конституции нормы о занятии одним и тем же лицом должности Президента Республики Беларусь не более двух сроков.

За новую редакцию указанной нормы Конституции высказались 79,4 процента граждан. При этом характер взаимоотношений трех ветвей власти не изменялся. Не подвергались изменению и закрепленные ранее гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Конституция Республики Беларусь стала не только отражением политических и социально-экономических перемен, но и документом, на десятилетия определившим вектор развития национальной государственности и совершенствования демократических институтов.

 

О результатах социологического исследования

В рамках социологического обеспечения республиканского референдума с 15 ноября по 4 декабря 2021 г. социологическим консорциумом ГНУ ”Институт социологии НАН Беларуси“ совместно с Аналитическим центром EcooM проведено масштабное социологическое исследование ”Беларусь. Мнение о будущем“.
В опросе приняли участие 10 217 респондентов.

При проведении опроса обеспечена социологическая выборка по основным характеристикам (регион проживания, тип населенного пункта, пол, возраст).

Исследованием охвачены все областные центры, г.Минск, 52 района (с учетом 9 районов столицы), почти 350 организаций и предприятий различных сфер и форм собственности. 

В ходе исследования получены следующие результаты.

Президенту в целом доверяет 72,3 процента граждан (показатель является суммой результатов ”доверяю“ и ”скорее доверяю“). По сравнению с предыдущим аналогичным исследованием этот показатель вырос на 5,8 процента (было 66,5 процента). При этом уровень поддержки Главы государства высок во всех возрастных группах. В региональном разрезе наибольшей поддержкой (78,6 процента и выше) Президент Республики Беларусь пользуется в Гомельской, Витебской и Могилевской областях. Традиционно более сдержанны в оценках жители г. Минска, среди которых о доверии Главе государства заявляет 69,1 процента.

Наибольшей поддержкой среди населения Беларуси пользуются следующие инициативы Президента Республики Беларусь:

сохранение суверенитета и независимости Беларуси (43,7 процента);

поддержка многодетных семей (38,7 процента);

жилищная политика (31,8 процента);

укрепление обороноспособности страны (27,6 процента);

дальнейшая интеграция Беларуси с Россией в рамках Союзного государства (24,8 процента);

патриотическое воспитание молодежи (23,6 процента);

реформа пенсионной системы (17,3 процента).

Уровень доверия иным государственным и общественным институтам выглядит следующим образом:

армии – 70,6 процента;

церкви – 65,5 процента;

правоохранительным органам – 62,5 процента;

Правительству – 59,8 процента;

судам – 58,3 процента;

Парламенту  – 56,4 процента.

Обращает на себя внимание высокая оценка обществом такого института, как Всебелорусское народное собрание, уровень доверия которому во всех возрастных группах оказался одним из самых высоких – 62,2 процента.

Уровень доверия граждан государственным служащим составляет 57,3 процента, местным органам власти – 56,8 процента, Центральной избирательной комиссии – 52,9 процента, политическим партиям – 31 процент. Из средств массовой информации телевидению доверяет 52,3 процента граждан, газетам – 43,3 процента, сайтам сети Интернет – 20,6 процента.

Доверие оппозиции по сравнению с аналогичным исследованием, проведенным в феврале 2021 г., снизилось почти в два раза, оказавшись на уровне 8,7 процента. При этом минимальный уровень доверия оппозиции зафиксирован во всех возрастных группах: у молодежи – 14 процентов, граждан среднего возраста – 6,1 процента, пожилых людей – 5,2 процента.

Основными источниками информации, из которых граждане черпают сведения о происходящих событиях, выступают республиканское телевидение (63,8 процента), интернет-СМИ (сайты, новостные порталы – 62,9 процента), социальные сети (39,8 процента), ближайшее социальное окружение – коллеги, друзья, семья (31,6 процента), республиканские газеты и журналы (21,2 процента), а также местное телевидение (19,2 процента). В возрастном разрезе предсказуемо телевидение наибольшую популярность имеет у людей пожилого возраста, тогда как молодежь предпочитает получать информацию из Интернета и социальных сетей.

Проведенный опрос позволил выявить наиболее волнующие граждан проблемы, в частности, строительство и ремонт дорог, транспортная инфраструктура, ЖКХ, благоустройство, жилищная политика. Среди вопросов, вызывающих беспокойство граждан, также заработная плата и благосостояние населения, здравоохранение, создание новых рабочих мест и эффективная занятость.

Наряду с вопросами повседневной жизни граждане проявляют высокий интерес к внешней политике, состоянию взаимоотношений
с ближайшими соседями и стратегическими партнерами Республики Беларусь. Так, нынешние отношения Беларуси и России 41 процент опрошенных оценивает как дружественные, братские, 35,5 процента – как нормальные, спокойные. Напряженными отношения двух стран назвали лишь 3,7 процента респондентов.

В контексте желаемого образа Союзного государства мнения распределились следующим образом: равноправное нахождение Беларуси и России в структуре Союзного государства поддерживает 40,8 процента; мнение о том, что объединение не нужно – нужны просто хорошие многовекторные отношения с другими государствами, разделяет 24,2 процента граждан. Идею единого экономического пространства без политического объединения независимо от возраста поддерживает 9,8 процента, объединения двух государств в одно – 6,4 процента, наделения Союзного государства наднациональными органами – 4,8 процента.

Участники опроса во всех регионах и возрастных группах выразили негативное отношение (71,3 процента) к введению против Беларуси экономических санкций. Вместе с тем по сравнению
с предыдущим замером этот показатель снизился на 5,5 процента. Граждане адаптировались к новым условиям, видят защиту государства от любых возможных негативных последствий санкций, в связи с чем стали более спокойно относиться к очередным санкционным пакетам.

По мнению участников опроса, целями санкций коллективного Запада против Республики Беларусь являются (в порядке убывания):

озлобить народ против Президента страны (19,1 процента);

сделать нашу жизнь хуже (17,9 процента);

сделать экономику Беларуси неконкурентной на мировом рынке (15,5 процента);

сделать Беларусь зависимой от коллективного Запада (12 процентов);

не допустить дальнейшее развитие Союзного государства Беларуси и России (11 процентов).

По сравнению с результатами аналогичного предыдущего опроса в оценках граждан произошли изменения. Все больше граждан воспринимают санкции как инструмент ”озлобления народа против Президента страны“ – число выбравших этот вариант ответа увеличилось с 7,4 до 19,1 процента. Количество ответов ”сделать нашу жизнь хуже“ снизилось с 25,2 до 17,9 процента, ”отработать сценарий давления на Россию“ – с 17,6 до 7,9 процента.

Еще одной беспокоящей граждан темой выступает проблема беженцев и мигрантов, устремившихся через территорию Беларуси в Европу. По мнению граждан, ответственность за наплыв
и скопление мигрантов
несут правительства стран, откуда бегут люди (33,8 процента). Чаще других эту точку зрения разделяют жители Гомельской и Гродненской областей, а также г.Минска. В числе виновников миграционного кризиса граждане называют также страны ЕС (24,4 процента), США (19 процентов) и НАТО (12,6 процента).

Знаковым событием 2021 года стало введение нового государственного праздника – Дня народного единства (17 сентября). В целом по республике мнения распределились следующим образом: объединением белорусов независимо от национальности и вероисповедания праздник считают 34,4 процента; укреплением независимости и суверенитета Беларуси – 24,5 процента, восстановлением исторической справедливости – 17,5 процента. Обращает на себя внимание созвучие оценок граждан относительно нового праздника независимо от их места проживания и возраста.

Образ будущего Беларуси большинство граждан связывают
с обновлением Конституции. О необходимости данного шага заявляет 58,7 процента. Наиболее ожидаемыми и необходимыми общество считает следующие изменения в действующую Конституцию:

сохранение основных социальных гарантий (на охрану здоровья, социальное обеспечение в старости, труд, образование и т.д.) –
67,8 процента;

обеспечение гарантий безопасности – 39,1 процента;

расширение гражданских прав и свобод граждан – 28 процентов;

перераспределение полномочий между основными ветвями власти – 15,1 процента.

В референдуме по изменению Конституции планируют принять участие более 63 процентов респондентов. При этом поддержка решений об обновлении Конституции и проведении референдума наиболее высока среди граждан от 56 лет и старше, желающих благополучия своим детям и внукам в успешной
и сильной стране.